·Цель:
знакомство детей с творчеством бардов, развитие сплоченности коллектива через
совместное исполнение известных песен и обсуждение интересующих вопросов,
развития навыков «слушания».
·Форма:
«огонёк»
·Содержание
классного часа.
Эпиграф вечера: « Песнясочиняется не с пером в руке,
Не на бумаге, не с строгим
расчетом, но в вихре, в забвении,
когда душа звучит и все члены,
разрушая равнодушное, обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно
вскидываются на воздух и дикие волны веселья
уводят от всего … Оттого поэзия в
песнях неуловима,
очаровательна, грациозна, как
музыка. Поэзия мыслей более
доступна каждому, нежели
поэзия звуков или, лучше сказать, поэзия поэзии». (Н.В.Гоголь)
1.
Вступление
Говоря
об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов,
исполнителей и почитателей этого жанра. Наверное, не столь важно, как называть-
авторская, или самодеятельная, или бардовская песня. Главное- глубоко
содержательное поэтическое слово и душевное, щемящее сердце своей простотой,
чистотой и мелодичностью звучание гитары.
Авторская
песня стала своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации
чувств. Она противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны
главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова…
Развлекательная песня- явление музыкальное, авторская песня- прежде всего литературное.
Она пишется думающими людьми для думающих людей…
Звучит
фонограмма песни Б.Окуджавы «Давайте восклицать»
Тем
более что звучащий стих имеет историю более древнюю, чем письменный: античность,
средневековье, Древняя Русь неразрывно связывали голос со звучанием
инструментов- чаще всего струнных, и эта традиция не оскудевает и поныне.
Поэтическое слово, звучащее под аккомпанемент гитары, роднит, сближает автора с
аудиторией, помогает вникнуть в смысл песни, понять и принять её.
Исполнение под гитару песни Митяева «Как здорово,
что все мы здесь сегодня собрались».
2. Владимир Высоцкий
К
его песням можно относится по- разному. Их можно любить или не любить. Можно
принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но мимо песен
Владимира Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто
не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Ибо они всегда заметны,
всегда слышимы.
Звучит
фонограмма песни В.Высоцкого «Спасите
наши души».
Лучшие
песни В.Высоцкого- для жизни. Они –друзья людей. В песнях этих есть удивительная
сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность-
растерявшимся. На его песни можно опереться, как на плечо, потому что в них
звучит надежность и правда.
Звучит
«песня о друге».
Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад.
Может, кто намеревается подлить в стихи елея…
А ведь песни не горят, они в воздухе парят.
Чем им делают больнее, тем они сильнее.Б.Окуджава.
Звучит фонограмма песни «Парус».
3.Когда во всех концах державы,
Магнитной лентой шелестя,
Возникли песни Окуджавы,
Страна влюбилась в них, хотя
Какая брань, какие клички
Тем песням выпали в свой срок…
Булат
Окуджава - один из тех, кто напоминал о первоначальном союзе слова и музыки.
Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему, как интонация.
Они неразрывны. Мир его песен- цветной, занятый, полусказочный, игровой: в нем
московский муравей создаёт себе богиню «по образу и духу своему», новогодняя
ёлка умирает, как человек, сама Любовь дирижирует оркестром Надежды.
Звучит фонограмма песен «Муравей» и «Заезжий музыкант».
Пленительна
обаятельная манера исполнения, на первый взгляд непритязательная, а при
ближайшем рассмотрении, тонкая, чувствительная, содержательная, завораживающая,
доверительная. Эти песни быстро становятся нашими, мы мх не только слушаем, мы
живём с ними, невзирая на отсутствие голоса или слуха.
Исполняется
песня, которую выбирает сама аудитория.
4.
Ещё одно имя, которое хочется обязательно упомянуть в этот вечер, связано с актером,
журналистом, драматургом, сценаристом, горнолыжником, радистом, поющим поэтом
Юрием Визбором. Визбор- это вечная молодость, внезапно открывающая для себя
что- то новое: горы, тайгу, дороги, моря и океаны, подмосковную осень… Это
резкое переощущение пространства и времени, истории и человека в ней…
Звучит фонограмма песни «Ищи меня сегодня…»
Он
умер в самом разгаре своей работы, подогреваемый новыми планами и надеждами.
Жизнеутверждающий, мужественный, обаятельный его талант находил и имел
благодарную аудиторию.
Он
любил мужественны, сильных и добрых людей и сам был мужественным и добрым в
своём искусстве. Ему были чужды громкие фразы. Его лирический герой, склонный к
самоиронии, как нельзя лучше соответствует сердечной музыке слушателей,
потребности в натуральном. Он естественен в своих песнях и открыт. Его песни
манят теплом и гармонией слова и музыки.
Звучит
фонограмма песни «Наполним музыкой сердца»
Исполняются
любимые песни Ю.Визбора.
А будет это так: заплачет ночь дискантом,
И ржавый, ломкий лист зацепит за луну.
И белый- белый снег падает с небес десантом,
Чтоб черным городам придать голубизну.
Друзья мои, друзья, начать бы все сначала.
На желтых берегах разбить свой костры.
Валяться б на досках нагретого причала
И видеть, как дымят далёкие костры.
Потом придет зима в созвездии удачи,
И лёгкая лыжня поманит от дверей.
И, может быть, тогда удастся нам иначе,
Иначе, чем теперь, прожить остаток дней…
5. следующее
произведение, которое Вы сейчас услышите признано классикой.
Звучит песня «Под музыку Вивальди» (В.Берковский, С.Никитин-
А.Величанский).
В
авторской песни Сергей Никитин давно и прочно занял своё место. Но вот что интересно:
в отличие от предыдущих авторов, он чаще всего не поэт, а композитор и
исполнитель. В этом его индивидуальность, своеобразие его творчества. Он пишет
музыку к настоящим стихам, относясь к ним бережно, подбирая мелодию, которая
как будто уже звучит в слове.
Исполняется
песня «Снег идёт» (С.Никитин- Ю.Мориц)
Очень
часто песни ассоциируют у нас с кинофильмами, где они впервые прозвучали:
«Москва слезам не верит», «Почти смешная история», «Я помню чудесное
мгновение», «Ирония судьбы, или С лёгким паром». И как золотой серией стали эти
фильмы, так и все новые поколения поющих под гитару молодых людей вновь и вновь
обращаются к песням Никитина «Александра», «Когда мы были молодыми» и др.
Звучит
«Вальс при свечах» (С.Никити- А.Вознесенский)
6.
Спасибо, музыка, за то,
Что
ты меня не оставляешь,
Что
ты лица не закрываешь,
Себя
не прячешь ни за что.
Спасибо,
музыка, за то,
Что
ты единственное чудо,
Что
ты душа, а не причуда,
Что
для кого- то ты ничто.
Спасибо,
музыка, за то,
Чего
и умным не подделать,
За
то спасибо, что никто
Не
знает, что с тобой поделать.
Далее
предлагается ребятам, которые уже сами пишут песни, исполнить их или спеть
песни, наиболее любимые, знакомые.