Методический
портал
Суббота, 16.11.2024, 18:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Педагогические идеи: конспекты, сценарии, презентации | Регистрация | Вход
» Меню сайта

Главная » Статьи » Внеклассные мероприятия » Внеклассные мероприятия в начальной школе

У самовара я и моя семья

Внеклассное мероприятие: У самовара я и моя семья

 

Цели: пропагандировать трезвый образ жизни, познакомить учащихся с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся, прививать навыки этикета.

Оборудование и реквизит:

1.  Мини-выставка пачек и банок из-под чая.

2.  Фотографии: чайный куст, чайные плантации.

3.  Изображения (фото, рисунки) самоваров.

4.  Репродукции картин: «За чаем» К. Коровина, «Чаепи­тие в Мытищах» В. Перова.

5.  Плакаты: «Устал - пей чай», «Жарко - пей чай», «Хо­лодно - пей чай».

6.  Выставка рисунков на тему «У самовара я и моя семья».

7.  Пачка сахара-рафинада, сахарница, ложечка для са­хара.

 

Ход мероприятия:

Учитель. Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согре­вающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохра­нился и до наших дней.

Чай - это прекрасный, полезный напиток, который уто­ляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, подни­мает настроение. Как и хлеб, чай прочно вошел в повсед­невную жизнь многих народов мира.

Чтец.        Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир!

Учитель. Давным-давно китайские пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листья одного вечнозелено­го растения, растущего в горах, как они начинают резвить­ся и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испро­бовать чудодейственную силу этого растения на себе. Они высушили его листья, заварили кипятком, как дела­ли это с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой, ощущая прилив свежих сил. Так рассказывает одна старинная китайская легенда об откры­тии тонизирующих свойств чая.

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Ценился чай очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые зас­луги. А при дворе этот ароматный напиток пили во вре­мя торжественных придворных церемоний. Чай поэты вос­певали в стихах. Выращивание и изготовление чая в Ки­тае стало таким же секретом, как производство шелка, фарфора, бумаги и других великолепных китайских изоб­ретений. Чайные плантации скрывали и строго охраня­ли от чужеземцев. Хотя чай позже и стал любимым на­питком в большинстве стран мира, выращивать его долгое время не умели и привозили из Китая.

На первых порах не все умели обращаться с чаем. Со­хранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок - полки­ло чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо, Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, по­дала к столу.

1 -й ученик. Как же попал чай на Русь?

Учитель. 360 лет назад монгольский хан, наряду с ме­хами и атласом, подарил русским посланникам 200 паке­тов с надписью «бахча», что значит «чай для заварки». Рус­ские послы деликатно попытались отказаться от груды никчемных пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но прибли­женные хана настояли на своем, утверждая, что русскому царю напиток из листьев, которые они посылают, придет­ся по душе. Возвратившись в Москву, послы с опаской передали царю сушеные листья, которые были в пакетах. Лекарь испробовал действие отвара из этих листьев на заболевшем придворном: через некоторое время ему ста­ло легче. Вот и начали лечить этим питьем царя и его приближенных.

Только спустя сорок лет Россия заключила договор с Китаем о поставках чая. В Китай отправился первый караван русских купцов. Тернистым был путь китайского чая к рус­скому столу. Его везли 11 тысяч километров на верблюдах, тележках, санях, переправляли на паромах через реки. Око­ло года караван с чаем добирался до Москвы. Жадные куп­цы продавали его в 5-6 раз дороже, чем закупали.

Для крестьян же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и воз­никло выражение «чайком побаловаться». Многие бедня­ки даже не знали, как заваривать чай. Послушайте частуш­ки, которые были написаны более ста лет назад.

 

Частушки

Учитель. Сейчас трудно себе представить наш завтрак без чашки чая. Давайте посмотрим, какой же путь прохо­дит чай от плантации до нашего стола.

1-й ученик. Чайный куст - это вечнозеленое растение, которое требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, удобряют ее, про­палывают сорняки, подрезают кусты.

Демонстрация фотографий: чайные плантации, чайный куст, сбор чая.

Учитель. Но основная работа - сбор чайного листа, он длится семь месяцев. С чайных кустов срывают верхушки плодовых побегов с двумя-тремя листочками и склады­вают в специальные корзины.

Можно продемонстрировать банку из-под чая с сюже­том «Сбор чая».

Учитель. Собранные зеленые листочки чая отправля­ют на фабрику, где их сортируют, скручивают в особых ма­шинах и сушат. Готовый чай в специальной таре перево­зят на другую фабрику, где его фасуют в пакеты, банки, ко­робки. И только после этого чай поступает в магазины, а потом уже к нам на стол.

Демонстрация пачек и банок из-под чая.

Учитель. А сейчас послушайте загадку - и, если вы от­гадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русского чаепития.

Чтец.        Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

Учитель. Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского об­щения - занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе - «печ­ка-матушка, да самовар-батюшка».

2-й ученик. А когда появился самовар?

Учитель. Самовар - исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара - Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были из­готовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

Демонстрация рисунков и фотографий различных само­варов.

3-й ученик. Как же пользовались таким самоваром?

Учитель. А об этом вам расскажет сам Самовар.

Самовар. В трубу, которая находится внутри самова­ра, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древес­ный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапо­гом. Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у само­вара имеется приспособление для установки заварного чайника.

Учитель. Самовар стал таким же традиционным рус­ским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель...

Сейчас на смену старинным самоварам пришли элект­рические чайники. Но традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась до наших дней.

Учитель обращает внимание на картину К. Коровина «Зачаем", дает пояснения.

4-й ученик. Неужели чай действительно лечит?

Учитель. А о свойствах этого замечательного напитка расскажет Хозяйка чайной.

Хозяйка. Действительно, ученые установили, что чай обладает множеством полезных свойств: укрепляет имму­нитет, усиливает сопротивляемость организма различным инфекциям, снимает головную боль, устраняет расстрой­ства желудка. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном.

5-й ученик. А я знаю народное средство от зубной боли. Мелко нарезанный или давленый чеснок смешать с чайным настоем и подержать эту смесь во рту несколь­ко минут.

6-й ученик. При воспалении глаза промывают охлаж­денным крепко заваренным чаем.

7-й ученик. Примочки из чая помогают при солнеч­ных ожогах.

Хозяйка. Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить.

Чай легко впитывает влагу и восприимчив к различ­ным запахам. Поэтому его следует хранить в фарфоро­вой, фаянсовой или стеклянной посуде с плотно закры­той крышкой.

Качество чайного напитка зависит не только от сорта чая, но и от способа его приготовления. Водопроводную воду следует отстаивать несколько часов, чтобы улетучил­ся хлор, и лишь отстоянную воду кипятить. Снимать чай­ник с огня следует в тот момент, как только вода закипит. Прежде чем заваривать чай, заварочный чайник следует ополоснуть кипятком. Потом в него насыпают сухую завар­ку из расчета: одна чайная ложка на стакан воды плюс одна чайная ложка на чайник. Затем чайник заливают ки­пятком на две третьих объема, закрывают крышкой, а сверху прикрывают полотняной салфеткой. Настаивают пять минут, после чего доливают кипятком.

8-й ученик. Сахар в чашке с чаем размешивают не слишком резко и по возможности нешумно.

9-й ученик. Ложечку обязательно вынимают из чашки и кладут на блюдце.

10-й ученик. Пьют чай маленькими глотками, чтобы не обжечься.

В зал входят мальчик и девочка с подносами в руках, на подносах - пироги.

Девочка. Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Мальчик.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Хозяйка. Всех гостей приглашаем к столу.

 Звучит фонограмма  песни  «Наш красавец самовар». Праздник заканчивается чаепитием.

 

Составила преподаватель Тюменского педагогического колледжа №1 Захарова Т.В.

 

Категория: Внеклассные мероприятия в начальной школе | Добавил: tmntpk (11.07.2009) | Автор: Захарова Т.В.
Просмотров: 11659 | Комментарии: 4 | Теги: внеклассное мероприятие, классный час, конспекты | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск



» Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024