Педагогическая технология проведения вечерних отрядных огоньков.
Педагогическая
технология проведения вечерних отрядных огоньков.
Ежедневно на вечерних отрядных
огоньках проводится анализ прожитого дня. Огонек воспитывает потребность в
общении друг с другом, заинтересованность общими делами группы. В теплой, дружественной
обстановке учит анализировать прожитый день, оценивать свое поведение и эмоциональное
состояние. Огонек является средством формирования у подростков самооценки, его
отношения к сверстникам и старшим.
Основные правила
проведения вечернего огонька (их можно изменить, но они должны быть приняты
всеми):
ØЕсли хочешь что-то сказать, не
выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку либо попроси слова.
ØУчись внимательно слушать, дай
высказаться другому, не перебивай говорящего.
ØКритикуй не с целью «ущипнуть», а
с целью помочь, посоветовать.
ØКритика должна быть
конструктивной: критикуешь – предлагай.
ØПравило «свободного микрофона»:
никого нельзя заставлять выступить на огоньке или запретить кому-то говорить.
ØНа огоньке говорят откровенно т
ом, что думают, и что волнует.
ØБереги время, дай возможность
высказаться другому.
ØГовори не о себе, а о деле: не
занимайся саморекламой.
ØСуществует легенда о том, как
появился первый огонек.
Позиция вожатого:
-Готовит
(один или с детьми) место проведения и оформление огонька (должно быть
сюрпризом)
-Создает
у группы необходимый эмоциональный настрой
-Знакомит
с традициями и правилами вечернего огонька
-Контролирует
и направляет тему разговора
-Контролирует
время и регламент проведения огонька
-Следит
за тем, чтобы каждый ребенок высказал свое мнение
-Говорит
вступительное слово, обобщает рассказы детей, высказывает свое мнение последним
Формы проведения
вечернего огонька:
Каждый этап становления
детского коллектива имеет свои особенности, связанные с динамикой разворачивания
совместной деятельности. Поэтому огоньки, организуемые на каждом из этапов,
имеют свою организующую и воспитательную функцию.
üОгонек оргпериода.
Цель огонька: Знакомство с детьми.
Воспитание у подростков потребности в общении, в рефлексии совместной
деятельности.
Средняя продолжительность: 40 – 60
минут (в зависимости от возраста).
Формы проведения огоньков
оргпериода:
-Рассказ
– эстафета «Расскажи мне о себе» (Схема рассказа о себе задается вожатым. Например:
имя, чем занимается, хобби, о людях и идеальных отношениях между ними и пр.)
-Конверт
откровения (В течение огонька каждому подростку предлагается ответить на один
из заранее заготовленных вопросов. Вопросы подбираются такие, которые заставят
ребенка сделать выбор, высказать и обосновать свою конкретную позицию.
Например: Можно ли с подлецом поступать подло? Твой друг обманул тебя и очень
сильно, останется ли он твоим другом? О чем думает твой сосед справа? –
использование шуточных, несерьезных вопросов всегда необходимо для эмоциональной
разгрузки)
-Психологический
тренинг «Снежный ком»
-Представления
творческих групп (Рекомендуется при большом количестве детей в отряде или для
ребят младшего возраста. Знакомясь по группам, ребята готовят представление
своей группы в нетрадиционной форме: ТОТ, по интересам и пр.)
-Психологический
тренинг «Душа» (подросткам предлагается подумать над вопросом: кем я был в
прошлой жизни)
-Игра
«Самый, самый» (ребята делятся по группам и заполняют заранее заготовленную
таблицу, вписывая в нее фамилии, имена ребят из отряда. Например: самый шумный;
самый большой любитель пения; самый длинный; самый ответственный и пр.)
-«Зеркало»
(у каждого – рамка «зеркала», разделенная на две части: в первой – он пишет
свои положительные и отрицательные качества, она закрывается. «Зеркала»
развешиваются по кругу, подписываются и каждый человек, продвигаясь по кругу от
одного зеркала к другому, заполняет на открытой половине положительные и
отрицательные качества хозяина «зеркала». Потом подросток сравнивает свою
оценку и оценку окружающих)
-«Дерево
желаний» (готовится дерево «я хочу», ветки «научиться», «избавиться», «узнать»,
«научить других». Каждая группа составляет свое дерево, прикрепляя к каждой из
веток листики со своими фамилиями и указывая то умение, качество и пр., которое
хочет приобрести…каждому члену группы м.б. выдано определенное количество
листьев, например: по 2 листа на каждую ветку, или 10 листьев всего.)
üОгонек основного периода:
Цель огонька: Рефлексия
деятельности отряда. Научить ребят видеть причины удач и неудач в организации
какого-либо дела, оценивать свой вклад в жизнь отряда.
Средняя продолжительность: от
15-20 минут до 40-60 минут.
Формы проведения огонька: Огонек –
анализ дела. Огонек – тематический разговор.
-Коллективное
письмо домой (другу, и пр.) о том, как мы прожили день
-Телефонный
разговор о том, что нового я узнал о своем товарище после проведения этого дела
-Рассказ
– эстафета «Что из сегодня я возьму с собой в завтра» (главное – почему?)
-Тематический
разговор «День как жизнь» (День – как маленькая жизнь. Ты не имеешь права разбазаривать
свое и чужое время. Чему ты сумел научиться при подготовке дела)
-«Зеркало
дня» (большой лист делится на четыре сектора, в которых вписаны заголовки: я критикую;
я одобряю; я сделал; я предлагаю. В течение некоторого времени ребятам
предлагается заполнить каждый из разделов по своему усмотрению)
-КТД
«Портрет» (по группам ребята готовят «живые картины» сегодняшнего дня)
üОгонек заключительного периода:
Цель огонька: Подведение итогов
жизни коллектива. Определение зоны дальнейшего развития ребенка.
Средняя продолжительность: 40 – 60
минут.
Формы проведения огонька:
-Ромашка
комплиментов (заготавливаются две отдельные ромашки для девочек и для
мальчиков, на каждом лепестке которых – комплименты или качества личности, или
сказочные герои или др. По очереди вытягивая лепесток, ребята отдают его тому,
кто отвечаетнаписанной на нем характеристике)
-Рассказ
– эстафета «Расскажи мне обо мне» (о каждом члене отряда ребята рассказывают, используя
схему: каким человек приехал, что хорошего сделал для отряда, что изменилось в
нем, за что хочется сказать ему спасибо)
-КТД
«20 лет спустя» (ребятам предлагается по группам представить , какой будет
встреча отряда через 20 лет, или через другой срок или в других условиях –
другая страна, другая планета, другое время и пр.)
-Письмо
потомкам (подросткам предлагается написать «письмо потомкам», т.е. тем ребятам,
которые приедут в лагерь на следующею смену или своим вожатым или др.
Предлагается писать о самом сокровенном, о том, что запомнится надолго, о том,
чего, возможно, не хватило, о том, что хочется пожелать тем, кто будет читать
это письмо)
-Исполнение
желаний (записки, написанные детьми запечатываются на определенное время или
для определенных людей)