Методический
портал
Суббота, 27.04.2024, 01:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Педагогические идеи: конспекты, сценарии, презентации | Регистрация | Вход
» Меню сайта

Главная » Статьи » Робота с родителями » формы работы с родителями

детские страхи
A

Для маленького ребенка, как известно, харак¬терно проявление безотчетных страхов. Его чувст¬ва, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой дейст¬вий, реакций, поступков. Он еще не умеет управ¬лять ими, например, сдержаться, заставив себя не плакать, или не смеяться, отказаться от же¬лаемого или вести себя спокойно в то время, когда его что-то тревожит: он целиком во вла¬сти чувств. Вот почему возникшее по какой-либо причине чувство страха захватывает его с особой силой и переживается ребенком очень бурно. А причин для возникновения страха у малыша, впервые открывающего, мир, на каж¬дом шагу. Вот он встретился с чем-то для него невиданным — удивился, проявил любопытство и, не умея объяснить увиденное (а этого сделать он еще не может!), испугался. Если взрослые не заметили реакцию ребенка или не сочли нужным успокоить его (а еще хуже — стали подтрунивать над ним), то испуг может надол¬го оставить след в его душе.
Трехлетняя Танечка, укладываясь в постель, крепко держится за мамину руку и спрашивает:
— Здесь никого нет? А Домового? А Лешего?
Мама укрывает дочь и наспех шутливо заве¬ряет, что здесь никого нет. Этот диалог возника¬ет каждый вечер, и мама считает, что это доч¬кины «маленькие хитрости», чтобы оттянуть мо¬мент укладывания. Ей и невдомек, что девочка под впечатлением однажды услышанной сказки, рассказанной бабушкой, испытывает острое тре¬вожное состояние.
Мама оставляет дочку одну в комнате и ухо¬дит. Проходит минута, другая, и девочка зовет маму. И снова те же вопросы: «Здесь никого нет?..» Но мама раздражается детским «непо-слушанием» и отчитывает дочку... Все это повто¬ряется изо дня в день, и у ребенка закрепляет-ся чувство страха, которое стало проявляться в беспокойном сне, «беспричинном» пробуждении и плаче по ночам.
Чувство страха по-разному действует на де¬тей, в зависимости от особенностей нервной си¬стемы. Одни притихают, другие, наоборот, воз¬буждаются, безудержно плачут, третьи прячут¬ся, ищут защиты у мамы, папы, бабушки. Одна¬ко во всех случаях страх плохо влияет на ре¬бенка, угнетает его, вызывает нервное напря¬жение и отрицательно сказывается на физиче¬ском и психическом состоянии.
Ребенок, которому сопутствует чувство страха, обычно скован, замкнут, менее коммуникабелен, чем его сверстники. Он более робок, недоверчив, постоянно чем-то насторожен и часто встреча с новым, неизведанным сопряжена с испугом. Все это лишает его многих радостей, и постоянное напряжение, переходящее в устойчивое чувство страха, может привести к развитию неврозов. Они могут проявляться в расстройстве сна, по-давленности, снижении внимания и работоспо¬собности, неуравновешенности и агрессивности.
К сожалению, мы не всегда принимаем во внимание, что маленький человек видит мир глазами первооткрывателя, и потому самое обычное, на наш взгляд, может оставлять неиз-гладимый след в его душе, вызывать самые раз¬личные чувства — удивление, радость, гнев, смех, слезы, тоску, тревогу, испуг и т. д. Часто эти реакции бывают неадекватны объективным событиям, так как у ребенка мал жизненный опыт, он не всегда умеет отличить реальное от вымысла, не знает чего следует остерегаться, а чего нет. Так, чувство тревоги и испуг могут возникнуть у малыша в связи с встречающимися неизвестными для него предметами, «незнако¬мыми тетями и дядями». Его могут пугать и преобразившееся лицо близкого человека, на¬девшего очки, и внезапное обращение к ребен¬ку резким тоном, и громкая музыка, и даже но¬вая заводная и издающая звук игрушка.
Надо отметить, что испуг как кратковремен¬ное состояние страха, возникающее под воздей¬ствием стресса, не оказывает сильного влияния на психику ребенка, особенно если взрослые стараются отвлечь его, а ребенку постарше — объяснить суть испугавшего его явления, а если возможно, то и подтвердить экспериментом.
Например, мать говорит сыну:
— Не пугайся: форточка захлопнулась от сквозняка, когда я открыла дверь. Давай по-смотрим, как это получилось.
Далее ставится нехитрый эксперимент, и ре¬бенок убеждается: зря испугался!
Нельзя не учитывать, что чувство страха у детей проявляется особенно остро потому, что многие еще не познанные жизненные явления для детей — тайна и чудеса. Для них мир полон неизведанных, загадочных, а подчас и пугающих вещей. Маленькие дети боятся темноты, так как не узнают силуэты знакомых предметов, хотя они выглядели при дневном освещении совсем «не страшно». Их удивляют и пугают новые звуки. Часто они путают сновидения с реаль¬ными событиями.
Вот трехлетний малыш с плачем просыпается ночью и, показывая на окно, уверяет, что там злая, страшная собака, которая хочет его уку¬сить. В его сознании смешались впечатления сна с реальной действительностью.
Из-за незнания закономерностей природных явлений ребенок может испугаться внезапного порыва ветра, гудящих проводов, прошуршав¬шего в кустах ежика и т. д. Испуг может перей¬ти в устойчивый страх, если ребенок видит, что взрослый в аналогичной ситуации постоянно ис¬пытывает беспокойство, например, суетится, за¬крывая окна при первом отдаленном раскате грома, и т. д.
Таким образом, пример поведения взрослых может стать источником детских страхов. До¬статочно вспомнить, как реагирует ребенок, если видит, что его мама, или старший брат, или се¬стра вскрикивают при виде лягушки, паука, мышей и т. п. Ребенок также начинает бояться их, ведь одна из особенностей дошкольника — высокая подражаемость и внушаемость.
Ребенка, зараженного страхом, может пугать любая мелочь. Так, если взрослый верит в при¬меты, то и ребенок непременно станет верить в них. Но задумываемся ли мы над этим? Вспом¬ните, как часто мы произносим при ребенке: «Выхожу из дома, а навстречу мне сосед с пу¬стым ведром. Ну, думаю, не будет удачного пути!» Или: «Перебежала дорогу кошка, значит, лучше вернуться, удачи не будет.„ Так оно и вышло!» И т. д. и т. п.
Все это и многое другое не проходит мимо сознания ребенка. В дошкольные годы расту-щий человек с особой чуткостью присматривает¬ся к взрослым, вслушивается в их речь, стара-ется осмысливать их суждения, подражать им. Об этом не стоит забывать и почаще спраши-вать себя: не я ли обратила внимание ребенка на то или другое.
К сожалению, мы не всегда принимаем во внимание, что иногда сами являемся источником возникновения страха у ребенка.
— Никто никогда не пугал Наташу ничем, а она боится оставаться одна в комнате. Поче¬му? — недоумевает мать и не может найти при¬чину.
Мать и не подозревает, что причиной являет¬ся... она сама. Тогда, когда Наташин отец ухо-дит на работу в вечернюю смену, мать, закры¬вая за ним дверь на внутренние запоры, гово¬рит шутя:
— Вот теперь, доченька, нас с тобой никто не заберет!
При этом мама весело посмеивалась и, ста¬раясь увеличить комизм положения, широким жестом крестила дверь и вслух добавляла:
— Теперь нас и никакая нечистая сила не посетит!
Она полагала, что шестилетняя девочка по¬нимает все это как шутку, но та не замечала маминого веселого тона, а воспринимала то, что было для нее главным: не закрой они дверь или не перекрести ее, и тогда…
Случалось, девочка говорила: «Я боюсь...», «Мне страшно...», «Мне кажется, что там есть кто-то...» — и мама снова отшучивалась: «Если кажется — крестись!» Матери не приходило в голову, что своими так называемыми шутками невольно давала девочке «рецепт» от страха: мол, крестись — и все пройдет! Ребенок, ко¬нечно, верит каждому слову самых близких ему людей. Он далек от мысли, что в самые крити¬ческие минуты (например, когда он чего-то бо¬ится) ему не помогут те, кто в его представле¬нии всё знают, все могут, всегда защитят. И он, конкретно мыслящий, поступает так, как гово¬рят взрослые.
Причиной детских страхов могут стать про¬смотренная телепередача для взрослых и не-правильно понятая ребенком, «страшная» сказ¬ка, в которой упоминаются Баба Яга и Леший, Кащей и Змей Горыныч, или история, расска¬занная при нем, которую он дополнил собствен-ным воображением. Нельзя забывать о том, что дошкольник склонен фантазировать. Его фанта¬зия может проявляться в самых причудливых формах, так как он еще не умеет отличить дей¬ствительное от воображаемого, а образы, созда¬ваемые им, воспринимаются как реальность, и он верит в них.
Иногда детские страхи возникают в связи с недомоганиями, с различными перегрузками нервной системы, например неумеренным про¬смотром телевизионных передач, различных зре¬лищных и увеселительных мероприятий.
Но главная причина детских страхов — ошиб¬ки воспитания. Нередко родители, чтобы заста¬вить ребенка слушаться, прибегают к невинным на их взгляд запугиваниям.
— Не плачь, сейчас же перестань! — говорит мать своему полуторагодовалому малышу, капризничающему на улице. Но тот плачет еще громче. Тогда мать прибегает к средству, кото¬рое, по ее мнению, заставит замолчать его:
— Если сейчас же не прекратишь кричать на улице, отдам тебя чужой тете! Мне не нужен не¬послушный мальчик, заберите эту плаксу! — говорит она, обращаясь к прохожим, и отходит от ребенка.
Среди прохожих непременно находится же¬лающий поддержать «игру»: кто-то протягивает руку малышу, делая вид, что хочет взять его с собой, а кто-то даже раскрывает хозяйствен¬ную сумку и предлагает ему залезть туда...
Действительно, это производит впечатление на малыша. Он притихает, бежит к маме, пря¬чется за нее, глаза широко раскрыты.
В другой раз, когда малыш отказывается есть, мать снова старается добиться повинове¬ния примерно тем же «методом»:
— Не будешь есть? Вот как выскочит бука с рогами из-под стола и все съест, ничего тебе не оставит! Она, знаешь, какая прожорливая!
Или:
— Сейчас же закрывай глаза и спи! А то уйду и оставлю одного в комнате.
И вот ребенок начинает бояться «чужих» те¬тей и дядей, «буки с рогами» и темноты, оста-ваться один в комнате. Так в его душе поселя¬ется страх, который начинает сопутствовать дет-ской жизни. И тогда мир детства становится отравленным всевозможными причудливыми хи¬мерами, возникающими в воображении ребенка.
Особенно остро реагируют маленькие дети на любую, даже самую незначительную угрозу, ведь они верят в слово взрослого.
Родители пятилетних близнецов Миши и Антоши часто отлучались из дома в команди-ровки. Мальчики оставались с бабушкой. Ей трудно было справляться с шумными и под-вижными детьми. Бабушка, чтобы унять их, нередко прибегала к запугиваниям. Стоило рас-шалиться Мише и Антоше, как она тут же го¬ворит им:
— Вот погодите у меня, придет Клим с меш¬ком и заберет вас!
В подкрепление к сказанному она сама сту¬чит в дверь и «страшным» голосом спрашивает:
— Кто здесь шалит? Кто бабушку не слуша¬ет? А ну, залазь в мешок!
Мальчики притихают и, трепеща от страха, бегут подальше от двери. В их представлении Клим — настоящее чудовище, большое, мохна¬тое, с одним глазом и с мешком, в котором си-дят непослушные дети. Такого мальчики сами видели в бабушкиной старинной книге.
Верующая бабушка прибегала и к такому средству. Доставала спрятанную иконку из сво-его заветного тайничка в шкафу (родители не одобряли бабушкиной религиозности) и пока-зывала ее детям:
— Видите, как строго смотрит боженька на вас? Он не любит непослушных ребят… Он и наказать за это может! Не гневите бога.
Дети, как загипнотизированные, смотрят на строгого боженьку, и им кажется, что он и впрямь накажет их. Они прикрывают свои гла¬за ладонями и испуганно шепчут: «Мы больше не будем...»
Как-то играли мальчуганы с соседской де¬вочкой Мариной. Расшумелись, расшалились. Никак не унять их бабушке. И снова она при¬бегла к излюбленному ею и безотказному при¬ему:
— Будете так вести себя, придет ведьма длин¬норукая к возьмет вас с собой!.. Или домовому отдам.
Присутствующая при этом соседская Марина, ровесница мальчиков, выступает в защиту сво¬их друзей:
— Не верьте, не верьте: никаких домовых на свете нет! И ведьмов тоже не бывает. Они только в сказках. Мне об этом сама мама го¬ворила.
Как-то удал Миша и больно ушиб ногу. Ба¬бушка говорит:
— Вот не слушаешь меня, за это тебя бог и наказал!
— И не правда! Миша сам упал: бога нет! — убежденно говорит девочка.
Мальчикам хочется верить Марине, но не мо¬гут: они уже пропитаны россказнями о ведьмах, леших, всякой нечистой силе, приметах с кош¬ками и всесильным богом, готовым наказать ма¬лышей за малейшую оплошность. Мальчики бо¬ятся темноты, бледнеют от малейшего шороха, забиваются в постель, прячась от грозы. В их представлении гроза — это тоже что-то связан¬ное с всесильным богом. Еще бы! Ведь сама ба¬бушка, услышав раскаты грома, начинает уси¬ленно креститься, произнося: «Спаси нас, боже, и помилуй!» А на лице испуг.
Запугивания всесильным богом, иконами — самые страшные и впечатляющие для малень¬кого ребенка, которые не могут сравниться даже с самыми «страшными» сказками. Ведь там со зловещими персонажами — Бабой Ягой, Кащеем — вступают в борьбу сильные и смелые люди и побеждают их. Поэтому сказка является как бы своеобразной прививкой от страха. Не зря дети со здоровой психикой к 4—5 годам в ответ на угрозу, что к ним придет ведьма, отве¬чают: «А я ее не боюсь! Возьму да и отрублю ей голову!» Таким образом, подобные сказки учат детей, что с этими персонажами можно бороться, их можно побеждать.
Другое дело — бог, существо, по определению, всемогущее и непобедимое, да к тому же все¬видящее. Всесильный бог несравним ни с кем. Если, например, «бука с рогами», который си¬дит под столом, контролирует только то, как ребенок кушает, то бог постоянно следит не только за всеми поступками ребенка — он еще знает и все его мысли и за них тоже может наказать. Еще хуже, такое абсолютно всемогу¬щее существо взрослые наделяют присущим им самим стремлением строго наказывать малень¬ких детей за непослушание, ребенок оказывает-ся в состоянии постоянного (не ситуационно-ограниченного, а постоянного!) страха. И тогда страх становится основным психическим состоя¬нием ребенка. Это является серьезнейшей пси¬хотравмой, которая может привести к неврозу, проявляющемуся в заикании, тиках, ночном не¬держании мочи, расстройствах сна, задержке умственного развития и даже к тяжелым психи¬ческим заболеваниям.
Обязанность взрослых — предупреждать воз¬никновение страхов у детей. Это и правильное реагирование взрослого в ситуации испуга ребен¬ка; и собственный пример спокойствия; и уме¬лый подбор телепередач и сказок, особенно рас-сказываемых перед сном. И конечно, никогда не следует прибегать к запугиваниям ребенка, какими бы они ни казались, на взгляд взросло¬го, невинными.
Ребенок слишком беззащитен и внушаем: его собственный жизненный опыт мал, а доверие к слову взрослого, в том числе и к угрозе, безгра¬нично, его психика еще слишком хрупкая — ее надо беречь. Дети должны быть радостными и спокойными. Обеспечить это — долг каждого родителя.
Ну а если у ребенка сформировался страх, то непременно постараться устранить его из дет¬ской жизни. Во всех случаях, когда ребенок чего-то боится, от взрослых требуется особая чуткость, стремление найти пути к устранению в нем психического напряжения.
...Шестилетняя Лариса не решается войти в темную кухню: «Там лохматый дядька!» — шеп¬чет она, указывая на причудливый силуэт, воз¬вышающийся на фоне окна. Мать включает свет и «лохматый дядька» развенчан: возле окна на столе стоит самовар, а за ним на по¬доконнике возвышается букет гладиолусов в ажурной зелени.
— Вот тебе и лохматый дядька! — смеются мама и дочь.
Зная, что девочка боится темноты, напряжен¬но всматривается в каждый темный уголок, бо¬ится одна оставаться в комнате, мама старается доказать необоснованность ее страхов, предвосхитить их возникновение. Вечером, прежде чем уложить ее в постель, предлагает:
— Давай проверим, все ли в порядке в ком¬нате...
Вместе обходят все уголки, вслух отмечая: все игрушки на месте, куклы уже спят, дверцы шкафа закрыты на ключ («Теперь они не рас¬кроются»), стул, на который будут положены снятые девочкой вещи, рядом с кроватью... Таким образом, ребенку дают понять, что в комнате все, как обычно, на своих местах, нет ничего лишнего, таинственного. При этом мать не уго¬варивает, чтобы девочка не боялась, оставаясь в комнате одна: важно, чтоб само слово «не бойся» и не упоминалось и, следовательно, не возбуждало в памяти ребенка чувства страха. Лучше, чтобы ребенок сам убедился, что в ком¬нате нет ничего устрашающего и таким образом настроил себя на спокойный лад.
Мама укладывает Ларису в постель и, поже¬лав ей спокойной ночи, гасит свет и уходит в соседнюю комнату, а дверь оставляет приоткры¬той. Что-то делая там, мама потихоньку напе-вает. Девочка вслушивается в мерные приглу¬шенные звуки, у нее возникает ощущение покоя и защищенности (мама рядом!). Отвлеченная от мыслей о «страшном», успокаивается и засыпает.
В преодолении страха важно, чтобы ребенок был уверен в том, что его считают храбрым, смелым, что он ничего не боится. И главное, стараться не произносить при нем: «Он боится», «Он пугается», «Ему во всем мерещится страш¬ное». Не забывайте о детской внушаемости и потому не привлекайте его ум и воображение к «больной» для него теме. Разумеется, недопу¬стимо попрекать его трусостью, подтрунивать над ним, а то и рассказывать знакомым о том, что он чего-то боится. Этим самым будете лишь усу¬гублять положение. Лучше использовать дет¬скую внушаемость, говоря: «Он у нас смелый», «Он ничего не боится».
Очень важно иногда ставить ребенка в такие условия, при которых он становится как бы участником в преодолении собственного страха. Например, можно давать поручения зайти одно¬му в комнату и отыскать там какую-либо вещь. При этом задание должно выглядеть как выте¬кающее из естественно сложившейся ситуации: «Зайди в комнату и разыщи в шкафу мой шарф, я уже одета, в уличной обуви»; «Зайди, пожа¬луйста, в свою комнату и выбери себе ту игруш¬ку, которая тебе понадобится на прогулке» и т. п.
На одном из собраний в детском саду мать пятилетнего Валерика поделилась опытом, как, используя совет педагога, она старалась преодо¬леть у сына возникшее чувство страха:
«Сын боялся оставаться в комнате один. Ни¬какие уговоры и разъяснения не могли убедить его в том, что его страх необоснован. Тогда ре¬шили давать небольшие поручения: сходи и при¬неси, посмотри что там, пойди поищи.„ Стра¬шась чего-то, сын заходил в комнату и... пулей вылетал обратно. Просьба оставалась невыпол¬ненной. Решили подключить сыну в помощники его любимую собаку Джоя. С ней он сразу по¬чувствовал себя храбрым. Вскоре сын мог ча¬сами возиться с собакой, не боясь оставаться в комнате без нас. А затем, увлеченный игра¬ми, уже не замечал, когда Джой забирался за диван и дремал там или вовсе уходил. Посте¬пенно у Валерика исчезла боязнь пустой ком¬наты...»
Каковы бы ни были причины детских стра¬хов, их непременно следует устранять. Недо-пустимо, чтобы ребенок постоянно испытывал страх и потому находился в подавленном со-стоянии.
Страх — это всегда для ребенка не что иное, как психическая травма. Нельзя не учитывать особенности психики дошкольника, еще не сфор¬мировавшейся, не окрепшей и потому очень ра¬нимой. Маленький ребенок отличается особой незащищенностью перед всякого рода «страш¬ными» для него событиями, религиозными влия¬ниями, суевериями и «чудесами», которые пора¬жают его воображение. Ведь, чтобы противо¬стоять всему этому, у него нет ни жизненного опыта, ни достаточных знаний о предметах, его окружающих, мире природы и ее явлениях, мире людей и их взаимоотношениях. Вот почему сов¬сем маленьким детям не следует рассказывать страшные сказки, водить их на спектакли, в ко¬торых участвуют такие персонажи, как Баба Яга, Кащей, Ведьма и др.
В тех случаях, когда взрослым не удается снять проявления у ребенка страха, целесо-образна консультация врача-специалиста.
Задача воспитателей и родителей — предотвра¬щать такие ситуации, которые бы пугали ребен¬ка, воспитывать его в материалистическом духе. Это значит — давать детям научное объяснение (в доступной для них форме) различным явле¬ниям природы, раскрывать ее закономерности. Этому способствуют наблюдения в природе (особенно длительные!), проведение простейших экспериментов, в которых участвуют сами дети; труд ребят в природе, который позволяет про¬следить за ростом и изменениями растений; экскурсии, где они видят труд людей, убеждают¬ся в его преобразующей и созидательной роли; надо привлекать внимание детей к обществен¬ной жизни людей; организовывать встречи и бе¬седы с тружениками разных профессий и т„ д. Все это — средства, с помощью которых многие непонятные, «таинственные» и подчас пуга¬ющие ребенка предметы и явления приобрета¬ют вполне объяснимую реальность.
И еще одна из задач — создавать детям ра¬достное мироощущение, настроение мажора, оптимизма, раскованности. Этому содействуют международные праздники и коллективные дни рождения, отмечаемые в детском саду и в се¬мье, досуг и развлечения, спортивные состяза¬ния и встречи с любимыми героями из знако¬мых литературных произведений и многое дру¬гое.

Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе

Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоци¬ональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это заслуживает специального внимания. Обычно это свидетельствует о каком-то неблагополу¬чии, нервной ослабленности детей, неправильном поведении ро-дителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношениях в семье.
В общем виде страх условно делится на ситуативный и лично¬стный: ситуативный — возникает в необычной, шокирующей об¬становке; обусловленный личностно — предопределен характером человека. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто дополняют друг друга.
Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хро¬нический. Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пуга¬ются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить «раз¬гулявшиеся» чувства. При длительно действующем страхе, искажа¬ющем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение ок¬ружающих воспринимается все более неадекватным образом. Это уже мнительность. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологи¬ческой изоляции.
Однако следует иметь в виду, что большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чув¬ствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер:
♦ от 1 до 3 лет — главным персонажем страшных сновидений чаще оказывается Волк;
♦ от 3 до 5 лет — возраст эмоционального наполнения «Я» ре¬бенка. Часто встречается триада страхов: одиночества, темно¬ты и замкнутого пространства. После трех и особенно четырех лет к Волку и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей с общими у них чертами: черствостью, злом, коварством. Воплощая собой наказание, сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанны¬ми. Значительно меньше страхов у детей, имеющих возмож¬ность общения со сверстниками;
♦ от 5 до 7 лет — интенсивно развиваются абстрактное мышле¬ние, способность к обобщениям, осознание категории време¬ни и пространства, поиск ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем живут люди? Формируются опыт межличност¬ных отношений, система ценностей, чувство родства, дома. Типичны для этого возраста страхи перед чертями как нару¬шителями социальных правил и устоев, а заодно и как пред¬ставителями потустороннего мира. Этим страхам больше под¬вержены послушные дети. Ведущим страхом старшего дош¬кольного возраста является страх смерти.
Прежде чем начать помогать детям в преодолении страхов, необ¬ходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены (в литературе выделено 29 видов страха). Страхи, проявляющиеся в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внут¬ренних, часто неотделимых от опасений, страхов.
Наиболее адекватный путь — отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Нужно и самим родителям самокритично задать себе вопросы: какие страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас? Общие страхи должны устраняться общими усилиями, совместными мероп¬риятиями, той же игрой, преодолевающей страх. Более действенным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства. Решиться помочь детям полностью избавиться от стра¬ха — это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает постоянную возможность вмешиваться в личную жизнь детей. Главный фактор, препятствующий избавлению детей от стра¬хов, — неблагополучное нервно-психическое состояние самих родите¬лей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь всей семье в целом, только после этого имеет смысл проведе¬ние методик преодоления страхов детьми.
С помощью рисования удается устранить страхи, порожденные воображением ребенка, а также страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и ос¬тавивших не очень выраженный к настоящему времени эмоцио¬нальный след в памяти ребенка. При использовании игры для пре-одоления страха психотерапевтический механизм заключается в пе¬ремене ролей, когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.

Категория: формы работы с родителями | Добавил: Vita (13.02.2011) | Автор: Виктория Ганжа
Просмотров: 1682 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск



» Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2024