ЛЕТНЯЯ СКАЗКА ЗИМОЙ. Рисование кистью элементов городецкого растительного узора. Ознакомление с городецкой росписью и беседа о ее красоте. Задачи урока: - Познакомить детей изделиями мастеров городецкой росписи; - Учить выделять элементы цветочного узора (цветы, листья, бутоны); - Развивать восприятие цвета, умение выделять характерные особенности городецкой росписи (на теплом золотистом фоне красные, розовые, голубые и синие цветы, темно-зеленые листья); - Упражнять в приемах рисования кистью (всей кистью, концом, прикладыванием, приемом тычка) следующих элементов: крупного цветка- розана, круглых бутонов, листьев. Оборудование урока: Готовые полоски бумаги (белого или желтого цвета), гуашь в соответствии городецкой росписи (красная, синяя, белила, зеленая, черная), кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка для кистей, изделия городецкой росписи (фотографии, репродукции). План урока. 1. Проверка организации рабочих мест. 2. Ознакомление детей с городецкой росписью. 3. Объяснение последовательности упражнений и приемов рисования элементов городецкого узора. 4. Выполнение детьми упражнений кистью. 5. Подведение итогов урока. Коллективное обсуждение детских работ. Ход урока. 1. Проверка организации рабочих мест. 2. Ознакомление детей с Городецкой росписью. Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры. Городецкая роспись яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок -растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров Городецких мастеров выполнены красками: розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными на ярко-желтом фоне. Неповторимый облик этой росписи придают упругие ветки и букеты, образуемые декоративными цветами. Яркие, крупные цветы в окружении сочной зелени листьев придают радостное, жизнеутверждающее звучание русскому цветочному орнаменту. Особая выразительность цветовых оттенков Городецкой росписи создается благодаря тому, что в ней используется особый прием нанесения мазков белого цвета в форме штрихов, точек. Белые мазки наносятся на цветное изображение букетов, цветов, реже листьев. 3. Объяснение последовательности упражнений и приемов рисования кистью элементов Городецкого узора. Наблюдаем, как ритмично чередуются цветы, годе и как располагаются белые мазки, украшающие цветы, бутоны. Объясняем последовательность упражнения и показываем приемы рисования кистью Городецкого узора. Надо украсить полоску большим цветком (розаном) в середине, бутоном и листьями по краям. Нанести кистью большой круг красного цвета для большого цветка-розана. Слева и справа нарисовать кистью два круга голубой краской для бутонов. Голубую краску получаем, смешивая белила с небольшим количеством синей краски. Основное правило работы гуашью - очень незначительное добавление воды. Краска должна быть размешана в баночках до густоты сметаны. Смешиваем краски на палитре. Следующий этап выполнения упражнения - рисование листьев приемом прикладывания кисти. Листочки можно расположить веером, по три листочка слева и справа от бутона. Можно по два листочка, по одному... Затем готовим темно-красную краску для серединки большого цветка - розана. К красной краске, которой намечали круг, добавляем немного черной. Рисуем крупную серединку. Пока серединка цветка сохнет, начинаем работать белилами, украшая точками-бусинами бутоны и листья. Если кисти не имеют хорошего конца, то для получения белых точек лучше использовать тонко отточенную палочку. Белые точки-бусины на бутоне располагаются, повторяя очертание круглой формы бутона На листочках белые точки-бусины ставятся в начале широкой части листочка. Завершается роспись нанесением белых мазков - лепестков на большом цветке - розане. Для того, чтобы ритм лепестков получился красивым, рисуем приемом прикладывания сначала два вертикальных мазка - лепестка, затем два горизонтальных мазка — лепестка, а между ними — по паре лепестков, расположенных наклонно. Дети могут выполнять упражнение вместе с учителем, следуя за каждым этапом объяснения. 4. Выполнение детьми упражнений кистью 5. Подведение итогов урока. (Коллективное обсуждение детских работ). Синее чудо - самостоятельное составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки. Дальнейшее знакомство с современной гжельской керамикой и беседа о ее красоте. Задачи урока: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, умение создавать декоративную роспись, используя ограниченную гамму цветов.
|