Методический
портал
Вторник, 26.09.2017, 13:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Педагогические идеи: конспекты, сценарии, презентации | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Корзина
Ваша корзина пуста

Главная » Статьи » Внеклассные мероприятия » Внеклассные мероприятия в начальной школе

Путешествие в зеленую аптеку

Классный час: Путешествие в зеленую аптеку

 

Цели занятия:

-          знакомство детей с некоторыми лекар­ственными растениями данной местности;

-          знакомство с правилами сбора и хра­нения растений;

-          умение находить и разумно использо­вать дары природы на благо людей;

-          умение самостоятельно находить нуж­ные сведения о лекарственных растени­ях! пользуясь необходимой справочной литературой.

 

Ход занятия:

Ведущий. Внимание! На территории нашей школы открылась зеленая аптека!

Чем и как вас лечат, когда вы заболе­ваете?

Чем еще можно лечиться?

Почему растения называются лекарст­венными?

Лечение растениями зародилось в глу­бокой древности. Для того чтобы зани­маться этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.

Как найти в природе нужное растение? Где его искать: в лесу, в поле, на болоте?

Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как пра­вильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества нахо­дятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некото­рых — в цветках и плодах. Это нее надо знать, это, целая наука. Много книг надо прочитать, прослушать лекций, докладов, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.

Особую помощь оказывают лекарст­венные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы.

Сегодня на нашем занятии «Зеленая аптека открыта» мы познакомимся с не­которыми лекарственными растениями, научимся находить их в природе, узнаем об их использовании человеком.

Входит Березка.

Березка.

Здравствуйте, ребята! Я, Березка, при­шла к вам на праздник. Хочу посмотреть, как вы знаете лекарственные растения. Я научу вас находить эти растения, научу применять их как лекарство.

Ведущий. Здравствуй, Березка! Мы очень рады, что ты пришла к нам в гости. Мы с тобой сегодня посмотрим, как ре­бята подготовились к занятию. Они само­стоятельно приготовили рассказы о ле­карственных растениях, загадки, стихо­творения, альбомы.

Класс разделен на три команды. Каждая команда открывает свою зеленую аптеку:             I     команда — луговую аптеку

II     команда открыла аптеку на опушке леса.

III    команда открыла аптеку в лесу

Ведущий: Посмотрим, Березка, как дети справи­лись с заданием.

Но прежде чем отправиться в путеше­ствие по аптекам, вспомним  основное правило поведения в природе: Не шуметь!

Лес, луг, опушка леса — это дом, в ко­тором живут растения и животные; нель­зя шуметь в чужом доме.

Березка. Ребята, послушайте меня. Я хочу рассказать вам о себе. Я ведь тоже лекарственное растение.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

Это про меня.

На Земле насчитывается около 120 ви­дов берез. Березовый сок — прекрасный и очень полезный напиток; рекомендует­ся всем как общеукрепляющее средство.

Почки березы используются в медици­не как мочегонное средство при заболе­ваниях сердца и почек.

Ребята, помните: сок березы можно брать только в определенное время и на специально выделенных вырубках.

Ведущий. Нет на свете дерева милее и роднее березы! Сколько удивительных слов сказано о ней! Она воспета в стихах и прозе, в песнях, она персонаж хорово­дов, картин.

Бережное отношение к березе — это проявление заботливого отношения к сво­ей малой родине.

Спасибо тебе, березка! Так и хочется прочитать строки из стихотворения А.Прокофьева:

Люблю березку русскую

 

Отправляемся в «Луговую аптеку». Гото­вится первая команда.

 (Вс.Рождественский. «Подорожник»)

Вы знаете, ребята, что иногда так бы­вает: пойдешь на речку или в лес за яго­дами, порежешь или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами. Сорвите лист подо­рожника, приложите к больному месту. Боль постепенно стихнет.

Подорожник растет там, где ходят люди, так как его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешеству­ют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже назвали его «След Белого».

Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насе­комых, ожогах.

Настой листьев подорожника приме­няют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме.

Отваром полощут полость рта при вос­палении десен, зубной боли.

При многих заболеваниях хорошо по­могает ромашка.

Посмотрите на это растение. Как пра­вильно оно называется? Думаете, ромаш­ка? Нет, это поповник, хотя все его зовут ромашкой.

Меня желтоглазым цветком называют,

Сорвали цветок — лепестками гадают,

 А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит, поверьте, ромашки срывать.

Родина ромашки — Америка. Ромаш­ка как сорняк, растущий на полях, попа­ла вместе с американским зерном в трю­мы пароходов, затем поехала по железно­дорожным путям. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу ваго­нов — щели, и мелкие семена американ­ской ромашки, ехавшей «зайцем», сеялись по полотну железной дороги. Вскоре на­сыпи покрылись ранее невиданной аро­матной травкой. Так ромашка расселилась повсеместно и попала в аптеку.

Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля

Отгадайте:

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

(Крапива)

Крапива как лекарственное растение известно очень давно. Одна крапива за­меняет семерых врачей — гласит народ­ная мудрость.

Ее используют как кровоостанавлива­ющее средство, настой из цветов приме­няют при заболеваниях кожи, употребля­ют как ранозаживляющее средство, на­стой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления корней волос.

Свойство крапивы «кусаться» издавна используют в медицине как отвлекающее средство при ревматизме и ломоте суста­вов. Стебель и листья крапивы усажены жгучими волокнами, острые концы кото­рых очень хрупкие.

Несмотря на жгучесть, листья крапи­вы съедобны после кулинарной обработ­ки, годятся для щей и салатов.

 

А вот и станция «Лесная». Мы пришли к лесной аптеке.

Отгадайте:

На зеленом шнурочке

Белые звоночки.

Белые горошки на зеленой ножке.

Это ландыш. Самый ароматный и са­мый изящный цветок. Из семян ланды­ша делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавля­ют в одеколон и мыло.

Существует красивая легенда о том, что ландыш оплакивал ушедшую весну таки­ми горючими слезами, что кровь высту­пила из его сердца и окрасила зеленые слезы в ярко-красные. Такие ярко-крас­ные шарики появляются осенью на месте белых цветков.

Ну а теперь поговорим о ягодах.

Красненька Матрешка, беленько сердечко. Что это? (Малина)

Малина растет в лесу. Любят ее насеко­мые, звери и птицы, малину заваривают в чай при простуде.

А сейчас, ребята, мы отправляемся в «Зеленую аптеку» на опушке леса, чтобы познакомиться с мать-и-мачехой..

Послушайте рассказ об этом растении. О нем написал В.Берестов:

«Это яркий желтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснеж­никами. Он так торопится, что не успева­ет выпустить листья.

Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почув­ствуете запах мела. Поэтому пчелы, бабоч­ки спешат к ним напиться сладкого не­ктара».

Но вот проходит время цветов и насту­пает пора больших зеленых листьев. С из­нанки они мягкие, светлые, бархатные, потрешь о щеку — и станет тепло. Это мать— говорят люди. Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке — почувствуешь холод. Это — мачеха.

Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.

Ну и последнее лекарственное расте­ние, о котором поговорим, — тысячели­стник обыкновенный.

В одной из древних рукописей сооб­щается, что внук Дмитрия Донского был вылечен от изнурительных носовых кро­вотечений настоем травы тысячелистни­ка.

Это растение применяется как крово­останавливающее, используют его отвар для полоскания полости рта.

Некоторые садоводы используют отва­ры из тысячелистника для уничтожения тлей.

Березка. Ребята! Вы все молодцы. Ко­манды хорошо подготовились и прекрас­но выполнили интересные задания, под­готовили замечательные рассказы о лекар­ственных растениях. А посмотрите, какие интересные альбомы оформили ребята!

Итак, о чем мы с вами узнали на заня­тии?

(Ответы детей. Перечисляют лекар­ственные растения, называют их полез­ные свойства.)

Мы познакомились с малым количест­вом растений, существует еще очень мно­го других. Нужно ли охранять их?

Конечно, надо сделать так, чтобы рас­тение не исчезло навсегда в том месте, где его собрали.

Все лекарственные растения охраняют­ся государством, некоторые занесены в Красную книгу. Красная книга — это своеобразный закон об охране растений и животных, который надо выполнять.

В Москве и других городах страны от­крыты больницы, медицинские центры, аптеки, где лечат только лекарственными растениями.

Нужно только не лениться,

Нужно только поучиться

Находить в лесу растении

Те, что для людей полезны, —

И отступят все болезни!

Будьте здоровы!

 

А сейчас сыграем в игру «Целители».

Приготовьте из трав лекарство:

1 команда — от простуды

2команда  - от ожога

Категория: Внеклассные мероприятия в начальной школе | Добавил: tmntpk (11.07.2009) | Автор: Захарова Т.В.
Просмотров: 13067 | Комментарии: 3 | Теги: внеклассное мероприятие, классный час, конспекты | Рейтинг: 4.0/7
Всего комментариев: 2
2  
спасибо! Работа интересная.

1  
Мне понравилась работа.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск



» Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2017