Методический
портал
Среда, 22.11.2017, 13:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Педагогические идеи: конспекты, сценарии, презентации | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Корзина
Ваша корзина пуста

Главная » Статьи » Методические разработки » Вожатому

Педагогическая технология проведения вечерних отрядных огоньков.

 

Педагогическая технология проведения вечерних отрядных огоньков.

          Ежедневно на вечерних отрядных огоньках проводится анализ прожитого дня. Огонек воспитывает потребность в общении друг с другом, заинтересованность общими делами группы. В теплой, дружественной обстановке учит анализировать прожитый день, оценивать свое поведение и эмоциональное состояние. Огонек является средством формирования у подростков самооценки, его отношения к сверстникам и старшим. 

 

Основные правила проведения вечернего огонька (их можно изменить, но они должны быть приняты всеми):

Ø       Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку либо попроси слова.

Ø       Учись внимательно слушать, дай высказаться другому, не перебивай говорящего.

Ø       Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.

Ø       Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай.

Ø       Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на огоньке или запретить кому-то говорить.

Ø       На огоньке говорят откровенно т ом, что думают, и что волнует.

Ø       Береги время, дай возможность высказаться другому.

Ø       Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.

Ø       Существует легенда о том, как появился первый огонек.

Позиция вожатого:

-         Готовит (один или с детьми) место проведения и оформление огонька (должно быть сюрпризом)

-         Создает у группы необходимый эмоциональный настрой

-         Знакомит с традициями и правилами вечернего огонька

-         Контролирует и направляет тему разговора

-         Контролирует время и регламент проведения огонька

-         Следит за тем, чтобы каждый ребенок высказал свое мнение

-         Говорит вступительное слово, обобщает рассказы детей, высказывает свое мнение последним

 

Формы проведения вечернего огонька:

Каждый этап становления детского коллектива имеет свои особенности, связанные с динамикой разворачивания совместной деятельности. Поэтому огоньки, организуемые на каждом из этапов, имеют свою организующую и воспитательную функцию.

ü       Огонек оргпериода.

Цель огонька: Знакомство с детьми. Воспитание у подростков потребности в общении, в рефлексии совместной деятельности.

Средняя продолжительность: 40 – 60 минут (в зависимости от возраста).

Формы проведения огоньков оргпериода:

-         Рассказ – эстафета «Расскажи мне о себе» (Схема рассказа о себе задается вожатым. Например: имя, чем занимается, хобби, о людях и идеальных отношениях между ними и пр.)

-         Конверт откровения (В течение огонька каждому подростку предлагается ответить на один из заранее заготовленных вопросов. Вопросы подбираются такие, которые заставят ребенка сделать выбор, высказать и обосновать свою конкретную позицию. Например: Можно ли с подлецом поступать подло? Твой друг обманул тебя и очень сильно, останется ли он твоим другом? О чем думает твой сосед справа? – использование шуточных, несерьезных вопросов всегда необходимо для эмоциональной разгрузки) 

-         Психологический тренинг «Снежный ком»

-         Представления творческих групп (Рекомендуется при большом количестве детей в отряде или для ребят младшего возраста. Знакомясь по группам, ребята готовят представление своей группы в нетрадиционной форме: ТОТ, по интересам и пр.)

-         Психологический тренинг «Душа» (подросткам предлагается подумать над вопросом: кем я был в прошлой жизни)

-         Игра «Самый, самый» (ребята делятся по группам и заполняют заранее заготовленную таблицу, вписывая в нее фамилии, имена ребят из отряда. Например: самый шумный; самый большой любитель пения; самый длинный; самый ответственный и пр.)

-         «Зеркало» (у каждого – рамка «зеркала», разделенная на две части: в первой – он пишет свои положительные и отрицательные качества, она закрывается. «Зеркала» развешиваются по кругу, подписываются и каждый человек, продвигаясь по кругу от одного зеркала к другому, заполняет на открытой половине положительные и отрицательные качества хозяина «зеркала». Потом подросток сравнивает свою оценку и оценку окружающих) 

-         «Дерево желаний» (готовится дерево «я хочу», ветки «научиться», «избавиться», «узнать», «научить других». Каждая группа составляет свое дерево, прикрепляя к каждой из веток листики со своими фамилиями и указывая то умение, качество и пр., которое хочет приобрести…каждому члену группы м.б. выдано определенное количество листьев, например: по 2 листа на каждую ветку, или 10 листьев всего.)

ü       Огонек основного периода:

Цель огонька: Рефлексия деятельности отряда. Научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, оценивать свой вклад в жизнь отряда.

Средняя продолжительность: от 15-20 минут до 40-60 минут.

Формы проведения огонька: Огонек – анализ дела. Огонек – тематический разговор.

-         Коллективное письмо домой (другу, и пр.) о том, как мы прожили день

-         Телефонный разговор о том, что нового я узнал о своем товарище после проведения этого дела

-         Рассказ – эстафета «Что из сегодня я возьму с собой в завтра» (главное – почему?)

-         Тематический разговор «День как жизнь» (День – как маленькая жизнь. Ты не имеешь права разбазаривать свое и чужое время. Чему ты сумел научиться при подготовке дела)

-         «Зеркало дня» (большой лист делится на четыре сектора, в которых вписаны заголовки: я критикую; я одобряю; я сделал; я предлагаю. В течение некоторого времени ребятам предлагается заполнить каждый из разделов по своему усмотрению)

-         КТД «Портрет» (по группам ребята готовят «живые картины» сегодняшнего дня)

ü       Огонек заключительного периода:

Цель огонька: Подведение итогов жизни коллектива. Определение зоны дальнейшего развития ребенка.

Средняя продолжительность: 40 – 60 минут.

Формы проведения огонька:

-         Ромашка комплиментов (заготавливаются две отдельные ромашки для девочек и для мальчиков, на каждом лепестке которых – комплименты или качества личности, или сказочные герои или др. По очереди вытягивая лепесток, ребята отдают его тому, кто отвечает  написанной на нем характеристике)

-         Рассказ – эстафета «Расскажи мне обо мне» (о каждом члене отряда ребята рассказывают, используя схему: каким человек приехал, что хорошего сделал для отряда, что изменилось в нем, за что хочется сказать ему спасибо)

-         КТД «20 лет спустя» (ребятам предлагается по группам представить , какой будет встреча отряда через 20 лет, или через другой срок или в других условиях – другая страна, другая планета, другое время и пр.)

-         Письмо потомкам (подросткам предлагается написать «письмо потомкам», т.е. тем ребятам, которые приедут в лагерь на следующею смену или своим вожатым или др. Предлагается писать о самом сокровенном, о том, что запомнится надолго, о том, чего, возможно, не хватило, о том, что хочется пожелать тем, кто будет читать это письмо)

-         Исполнение желаний (записки, написанные детьми запечатываются на определенное время или для определенных людей)

 

 

Категория: Вожатому | Добавил: tmntpk (12.05.2009) | Автор: Жуланова Елена
Просмотров: 5380 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск



» Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2017