Методический
портал
Среда, 22.11.2017, 13:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Педагогические идеи: конспекты, сценарии, презентации | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Корзина
Ваша корзина пуста

Главная » Статьи » Методические разработки » Пальчиковые игры

Массаж биологически активных зон обучающихся на уроках как средство профилактики простудных заболеваний и утомляемости.
Автор статьи:
Учитель-логопед: Бауэр Галина Сергеевна
Массаж биологически активных зон обучающихся на уроках
как средство профилактики простудных заболеваний и утомляемости.

В настоящее время стало больше уделяться внимания по оздоровлению школьников. Мы видим, что дети, обучаясь в школе, очень часто болеют простудными заболеваниями. Особенно это происходит в осеннее - весенние периоды. Дети часто жалуются на слабость, утомляемость, нервозность. Это происходит из-за нарушения обмена веществ, глубокого дыхания и ухудшения мозгового кровообращения. Необходимо помочь им успешно работать на уроке, сделать урок лёгким, превратить его из утомительного занятия в радостное постижение мира, в поле положительных эмоций.
Существует множество средств и способов по борьбе с данным недугом.
Известно, что активизация определенных зон на теле человека улучшает работу всего организма. Таким образом, можно активизируя определенные зоны, предотвратить или снизить уровень заболевания детей ОРЗ и утомляемости на уроках.
В школе в качестве профилактики простудных заболеваний, усталости и нервозности самый доступный и наиболее эффективный способ - массаж биологически активных зон человека.
Сам массаж не представляет особой сложности в его выполнении, дети с удовольствием выполняют задания учителей в виде показа, сопровождающийся стихотворными фразами. Массаж биологически активных зон не занимает много времени на уроке. Его можно выполнять как в начале урока, так и в середине. Так же данный способ выполняется как отдельное упражнение, так и в качестве физкультминуток. Важно, чтобы эта работа выполнялась систематически, по возможности каждый урок и каждый день.

Виды развивающего массажа
• Самомассаж лица
• Самомассаж кистей и пальцев рук
• Плантарный массаж
• Аурикулярный массаж
Предлагаю снять утомление и с себя и ребят с помощью простых упражнений. Ребята назвали их «оживлялки».

Самомассаж лица
Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а значит - и на развитие речи.
Уже после трех недель специальных и весьма простых упражнений взрослые замечали у 98% детей повышенную активность мозга. Они начали лучше заниматься в школе, стали верховодить в своем окружении, у них появились разносторонние интересы. На основе дальнейших наблюдений был сделан вывод, что регулярное применение специального массажного комплекса помогает повысить интеллектуальные возможности ребенка на 75%.
Сначала дети обучались самомассажу, он включался в логопедическое фронтальное занятие. Игровая форма работы привлекала ребят, они выполняли упражнения с большим удовольствием, быстро запоминали их и с радостью перевоплощались в различных героев сказок или животных.
Ниже приводится ряд упражнений, которые учителя могут успешно использовать в своей работе и предотвращать простудные заболевания детей.

«Ежик».
Жа-жа-жа -мы нашли в лесу ежа. Слегка касаясь пальцами, провести по
лбу 7 раз.
Жу-жу-жу - подошли мы к ежу. Слегка касаясь пальцами, провести по
щекам 7раз.
Ужа-ужа-ужа - впереди большая лужа.
Приставить ладони ко лбу, как бы
сделав козырек, и растереть лоб
движениями в стороны - вместе.
Жок-жок-жок - надел ежик сапожок. Кулачками массировать крылья носа.

«Пчела».
Ла-ла-ла - на цветке сидит пчела. Провести пальцами от середины лба к
вискам 7 раз.
Ул-ул-ул - ветерок подул. Провести пальцами по щекам сверху
вниз 7 раз.
Ала-ала-ала - пчелка крыльями махала. Кулачками энергично провести по
Крыльям носа
Ила-ила-ила - пчелка мед носила. Приставить ладони ко лбу, как бы
сделав козырек, и растереть лоб
движениями в стороны - вместе.
«Пчела».
Жу-жу-жу - я летаю и жужжу. Указательными пальцами провести по
крыльям носа.
Жи-жи-жи - мне цветок покажи. Ребрами ладоней растирать лоб.
Же-же-же - василек растет в меже. Погладить шею сверху вниз.
Жу-жу-жу - про цветы всем расскажу. Указательный и средний палец
«вилочкой», растирать точки за и
перед ушами.

Самомассаж кистей и пальцев рук
Этот массажный комплекс был разработан В.Б. Галкиной, Н.Ю. Хомутовой на основе рекомендаций А.А. Бирюкова. Он состоит из трех типов упражнений.
Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
Самомассаж ладоней.
Самомассаж пальцев рук.
Комплекс упражнений для суставов пальцев сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет пальчиковую гимнастику, проводимую на логопедических занятиях. Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а следовательно и мышление.

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!
(М.Кальцова)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!
(М.Кальцова)

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому
И заиньке усатому.

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
Этот - ел.
Ну, а этот лишь глядел!

Плантарный массаж
Стопы ног - это еще один экран состояния систем и органов человека. Массаж стоп иначе называется плантарным, или индийским. Его, после предварительного обучения, проводят родители дома.
На подошве масса кожных рецепторов, там находятся около 72 тыс. нервных окончаний, через которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры.
Согласно учению йоги, ноги - это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа.

Аурикулярный массаж
Массаж ушных раковин - аурикулярный - показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.
Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Такой массаж можно применять ежедневно и всю жизнь.
Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти.

Самомассаж «Игра с ушками»
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок
Под названьем «козелок».
Напротив ушко мы помнем
И опять считать начнем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять -
Продолжаем мы играть.
Из ушка к верхушке
Дорожка идет,
По этой дорожке
Наш пальчик пройдет.
Погладим ее мы,
Чтоб гладкой была…
И дальше продолжилась
Наша игра.
Снизу в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять -
Продолжаем мы считать.
Ушкам отдыхать пора.
Вот и кончилась игра.
Поглаживание ушных раковин.

Массаж биологически активных зон
для профилактики простудных заболеваний.
«Киса».
Са-са-са - кисонька краса. Поглаживание ладонями щек.
Сы-сы-сы - есть у кисоньки усы. Кулачками растирать крылья носа.
Исы-исы-исы - молоко для кисы. Провести пальцами по лбу от середины
к вискам.
Иса-иса-иса - бантиком играет киса. Ладонями растирать уши.

«Сорока».
Ока-ока-ока - где живет сорока? Потереть ладони друг о друга.
Оки-оки-оки - не найти гнездо сороки.
Приставить ладони ко лбу, как бы
сделав козырек, и растереть лоб
движениями в стороны - к середине
лба.
Ок-ок-ок - на, поклюй-ка колосок. Кулачками растирать крылья носа.
Ку-ку-ку - попить лети ты на реку. Указательный и средний палец
«вилочкой», растирать точки за и
перед ушами.
Ко-ко-ко - а река - то далеко! Мягкими движениями погладить шею
сверху вниз.

«Бурундук».
Щечка, щечка - два мешочка. Поглаживать лоб, щеки, нос от центра
к вискам.
Три-четыре корешочка. Надавить пальцами на переносицу,
середину бровей, делая вращательные
движения.
Пять брусничек. С усилием, надавливая, провести по
бровям указательными пальцами.
Шесть морошек. Закрыть глаза, погладить веки.
Семь букашек, восемь мошек. Надавливая, провести от переносицы
вниз.
Лапкой в щечку - стук, стук, стук. Похлопать ладонями по щекам.
На здоровье, бурундук. Вытянуть ладони и покачать головой.

«Наступили холода».
Да-да-да - наступили холода. Потереть ладони друг о друга.
Да-да-да - превратилась в лед вода. Мягкими движениями погладить шею
сверху вниз.
Ду-ду-ду - поскользнусь я на льду. Указательными пальцами провести по
крыльям носа.
Ду-ду-ду - я на лыжах иду. Растереть ладонями уши.
Ды-ды-ды - на снегу есть следы. Приставить ладони ко лбу, как бы
сделав козырек, и растереть лоб
движениями в стороны - к середине лба.
Ди-ди-ди - ну, заяц, погоди! Хлопки в ладоши. Погрозить пальцем.

«Носик»
Носик-носик! Где ты, носик? Потереть нос.
Лобик, лобик! Где ты, лобик? Провести по лбу от середины к вискам.
Щечка, щечка! Где ты, щечка? Погладить щеки сверху вниз.
Будет чистенькая дочка, Погладить шею.
Будет чистенький сынок
и котенок малышок. Растереть уши.

«Спинка-тростинка».
Массаж спины
Лягушата встали, спинки показали. Встать, выпрямиться.
Вот прямая спинка, спинка-тростинка. Погладить спину сверху вниз.
Ладошками стучали, спинку выпрямляли. Похлопать ладошками.
Пальчики бежали, спинку выпрямляли. Быстро пробежаться пальцами.
Кулачки стучали, спинку выпрямляли. Поколачивание кулаками.
Вот какая спинка, спинка-тростинка. Поглаживание.
Вот лягушка (имена детей).
Вместе пляшут и поют, вместе весело живут,
Вместе хоровод ведут.

Используемая литература:
1. Вольф Л.Н. Боль разведу руками. Ленинград, 1989.
2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
3. Потапчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка у детей. СПб.: Комета, 1994.
4. Тихонова А.Я. Как сохранить и восстановить здоровье. М.: Советский спорт, 1994.
5. Учебник здоровья для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста. СПб.: ИД «Сентябрь», 2003.

Категория: Пальчиковые игры | Добавил: галыся (18.12.2010) | Автор: Бауэр Галина Сергеевна
Просмотров: 4110 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск



» Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright MyCorp © 2017