ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ В «Программе воспитания и обучения в детском саду» определено содержание навыков культурного поведения для каждой возрастной группы с нарастающим усложнением. В млад¬ших группах у детей воспитывают умение благодарить, выражать просьбу, соблюдать элементарные правила поведения. Задачи нравственного развития ребенка требуют от педагога и родителей углубленной и серьезной работы. Пробе¬лы в нравственном воспитании в младшем возрасте оборачива¬ются серьезными недостатками в старшем дошкольном возрасте, иногда требуют перевоспитания неправильно сформированных навыков и привычек поведения. Правильная организация жизни и деятельности детей формирует целую систему положительных моральных качеств. Используя различные ситуации, можно упражнять детей в поступках, отражающих отношение к окружающим, вещам, к себе. Внешне культура человека проявляется в его поступках, словах, и этому тоже надо детей учить. Действуя в соответ¬ствии с определенными правилами, дошкольники упражняются в выполнении общественных норм повеления в коллективе сверстников. Чтобы научить детей видеть гуманный смысл пра¬вил, взрослый указывает на их значение для окружающих в конкретной обстановке, например: Открывая шкаф, посмотри, не мешает ли товарищу. Когда одеваешься, не размахивай одеждой, чтобы не за¬деть другого. Веши из шкафа надо брать по одной, чтобы не занимать ими банкетку, т.к. рядом одеваются другие дети. Если место занято - подожди, когда товарищ оденется. Оделся - уступи место другому и т.д. Действуя по этим правилам, ребенок приучается учиты¬вать интересы других. Очень важно, чтобы каждый ребенок, накопил свой соб¬ственный опыт положительного повеления в коллективе сверст¬ников. В формировании навыков культурного поведения у детей важную роль играет пример педагога, родителей. Каждый вз¬рослый должен помнить, что правила одинаково обязательны для всех: и для детей, и для взрослых. В коллективе, где дети извиняются друг перед другом не только по требованию педагога, где слова "извините", простите" стали повседневной нормой общения, меньше кон¬фликтов, жалоб, ссор. Приучая детей просить прощение за допущенную оплошность, педагог учит их поступать так, чтобы не мешать другому, считаться с желаниями сверстников, ока¬зывать помощь товарищу по собственной инициативе. Дети должны запомнить следующие правила и поступать в соответ¬ствии с ними: Прежде чем что-то сделать, посмотри, не мешаешь ли другому. Подскажи товарищу, как лучше сделать, чтобы не мешать другим. Попроси прощения, если поступил неправильно и т.д.
|