Дети планеты ЗЕМЛЯ. Программные задачи. Углублять представления ребенка о себе (пол и возраст). Познакомить с языковым зна¬ком индивидуализации человека (т.е. именем), а также с правом каждого на гражданство. Дать сведения о происхож¬дении имен, их смысловой значимости, подчеркнуть интернациональность имен. Познакомить с кличками, драз¬нилками, с именинным календарем. Упражнять в словообразовании на примере имен (подборе суффиксов с уменьшительно-ласкательным значе¬нием). Побуждать к проявлению твор-чества в самостоятельной деятельности при изображении имени, находчивос¬ти, фантазии в выражении мечты о вы¬боре профессии. Способствовать про¬явлению форм дружеского обращения друг к другу. Материал. Аудиозаписи «Плач ре¬бенка», песни, связанные с именами (Александра, Антошка, Катюша). Схема наглядного моделирования имен. Пик¬тограмма. Куклы-новорожденные дети с бирками на конвертах. «Словарь рус¬ских личных имен», изображение ико¬ны «Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья». Краски, гуашь, фломас¬теры, камешки, конструктор разного вида, ленты, шнуры и т.д. Ручки, чистые листы. Ход занятия Звучит запись плача ребенка. Воспитатель (В.). Как вы думаете, кто это плачет? Маленький ребенок. Да, с таким плачем рождаются все дети. Это родился ребенок. Воспитатель обращает внимание на каталку, где лежат «новорожденныв дети», на них прикреплены номер¬ки 5,14,28,30 и т.д. В. Посмотрите, пожалуйста, и скажите: эти новорожденные малыши чем-нибудь отличаются друг от друга? Дети рассматривают кукол, сравни¬вают их, обобщают. В. Они почти все одинаковые, отли¬чить их друг от друга очень трудно, имен у них нет, а есть только бирочки с цифрами. Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей бирке: Первый, Двадцать восьмой и тд. (Ответы?) В. Как вы думаете, о чем мы с вами бу¬дем сегодня вести беседу? (Ответы-предположения?) Верно, об именах. За¬чем люди придумали имена? Дети размышляют и делают вывод, воспитатель уточняет и дополняет. В. У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к другу, мы называем его по имени. Можно спросить: «Тебе здесь нравит¬ся?» - и ваш вопрос прозвучит в пустоту. А можно так: «Игорь, тебе здесь нравит¬ся?» - и Игорь сразу поймет, что нам важ¬но именно его мнение. По имени мы называем человека, когда хотим о нем что-то сказать. Например: «Катя так красиво поет!» или «Моло¬дец, Денис. Он про-пустил Машу вперед себя». И Катя, и Де¬нис, и любой другой человек, услышав свое имя, поймут, что другие говорят именно о них. Каж¬дый ребенок со дня своего рождения имеет право на соб¬ственное имя. Когда ребенок появляется на свет, ро¬дители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды, пожела¬ния. С этим именем он проживет всю жизнь. О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя!» Если же хотят предо¬стеречь от плохого, советуют: «Не губи своего имени». И это значит: не посту¬пай плохо. Каждого из нас можно назвать ласко¬во и нежно — Коленька, Ниночка, Па-шенька, а можно совсем по-взрослому — Николай, Нина, Павел. Ласковым сло¬вом-именем можно воодушевить, а гру¬бым (Сашка) - обидеть. Каждое имя имеет свое значение: Света, Надя, Лю¬бовь. Давайте попробуем разобраться, что обозначает русское имя Влади-мир. Послушайте, как оно звучит: ВЛАДИ¬МИР. Какие два слова вы здесь слышите? Владеет миром. Это большая ответст¬венность. Владимир должен стараться сохранить свое доброе имя и соответст¬вовать ему. Имен много, а людей еще больше. По¬думайте, как вас будут называть, когда вы станете взрослыми? Открою вам одну важную тайну: каж¬дый человек любит, чтобы к нему обра¬щались по имени. По имени или по име¬ни и отчеству. Это зависит" от того, кто перед вами — взрослый или ребенок. На Руси были распространены имена, которые отражали различные черты ха¬рактера, особенности поведения. На¬пример. ЖДАН (его долго ждали, долгождан¬ный ребенок) НЕЖДАН (не ждали) ПЕРВОЙ ТРЕТЬЯК БОЛЬШОЙ (Потом от этих имен образовались фамилии Третьяков, Большаков, Нежда-нов и др.). Позже детям ста¬ли давать имена в честь святых. А к ли¬ку святых причис-ляли людей, совер¬шивших славные поступки, за кото¬рые все их благода¬рят и помнят о них. Имя твое - птица в руке... Имя твое - льдинка на языке. Одно-единственное движение губ... Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. (М. Цветаева) Кто запомнил, с чем сравнивает Ма¬рина Цветаева имя? Верно, с птицей, льдинкой, мячом, бубенцом. Значит, как имя будет звучать? Легко, остренько, прыгуче, звонко. Произнесите каждый свое имя и послушайте, как по-разному оно может звучать. Дети слушают песни об именах. В. Сейчас я вам хочу рассказать не¬большую сказку «Ласковые имена». Во дворе на скамеечке, пригорюнив¬шись, сидела девочка Оля. Злодей-груби¬ян обозвал ее и заколдовал. Теперь она не может веселиться, пока кто-нибудь не расколдует ее, назвав ласковыми имена¬ми. Петя, ее друг, узнав об этом, сбегал за книжкой «Словарь русских личных имен» и нашел эти ласковые имена». Подберите для Оли ласковые имена. Проводится игра: дети называют ласковые имена девочки. («Как только Петя произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось» и т.д.) Есть пословицы по этому поводу: «Ла¬сковое слово и кошке приятно», «Доброе слово города строит, а злое разрушает». В. Мы живем на большой и очень красивой планете которая называется … (Земля). Планета поделена на страны. Одну страну отделяет от другой граница. Давайте вспомним как называется наша страна? А какие страны вы еще знаете? (ответы детей) На нашей планете очень много стран. Мы с вами познакомились только с некоторыми из них. У каждой страны есть свой флаг. Главный город страны в котором работает ее правительство называется столица. Какой город является столицей России? Кто сейчас является президентом России? Давайте посмотрим на карту и вспомним с вами какие страны мы с вами знаем. ИГРА. «Прикрепи флаг страны на свое место» (дети выставляют флаги стран на карте, по возможности называют столицы) В разных странах у разных народов есть дети у них тоже есть имена но звучат они не так как наши. В разных странах наши имена будут звучать по-разному. Маша - Мария, Мари, Мариам, Марьян. Ваня - Джон, Иоганн, Гуан, Вано, Жак. (в какой именно стране их будут так называть) Ваши родители рассказывали вам, как они выбирали для вас имена? (Ответы) В разных странах не только имена разные, но выглядят дети по-разному (предлагаю посмотреть на изображения детей разных стран, разместить их на карте в соответствии с национальностью) Посмотрите внимательно, чем отличаются дети? (внешним видом, костюмами) В разных странах, у разных народов представление о красивом костюме может быть разным. (связать это с культурой традициями, подобрать стихи) Как вы думаете, чем еще могут отличаться дети разных стран? (играми – в которые любят играть, блюдами – которые любят, домами в которых живут) подобрать игры. А как вы думаете, чем похожи дети разных стран? У всех есть имена которые им дали родители. Все дети любят играть. Любят сказки. Все дети растут и учатся. Что то любят и что то не любят. Игра «Найти место на карте героям сказок разных стран» Прид. Игру воспевающую изделия народных промыслов сделанных в России и известных во всем мире. В разных странах живут дети разных национальностей. Как и вы они любят играть и рисовать, ухаживают за домашними питомцами. У них разный цвет кожи и форма глаз, они по разному одеваются, говорят на разных языках, не похожих на наш, у них разные песни и танцы. Но все дети на Земле любят свой дом и свою семью и хотят жить весело, радостно и мирно. И все мы вместе – жители и хозяева одной общей на всех планеты Земля! Давайте будем Дружить друг с другом, Как птица - с небом, Как поле - с плугом, Как ветер - с морем, Трава - с дождями, Как дружит солнце Со всеми нами!.. Давайте будем К тому стремиться, Чтоб нас любили И зверь, и птица. И доверяли Повсюду нам, Как самым верным Своим друзьям!.. Давайте будем Беречь планету – Во всей Вселенной Похожей нету: Во всей Вселенной Совсем одна, Что будет делать Без нас она?.. Игорь Мазнин
|